Getting Started
With the Touch Technique
By Stanley Jordan
"Тач-стиль", или "двуручный тэппинг" предоставляет исполнителю неограниченные возможности для исследования гитары. Первым официально признанным гитаристом, который начал использовать эту технику еще в 50-х годах, является Джимми Вебстер. В дальнейшем многие гитаристы стали применять этот стиль в своей игре.
Сущность тэппинга состоит в том, что, ударяя струну кончиком пальца перпендикулярно грифу, вы можете воспризвести ноту одной рукой. Вам не нужно извлекать звук медиатором или пальцами другой руки, потому что столкновение струны с ладами грифа уже заставляет её звучать. Поэтому вы можете использовать для тэппинга на грифе обе руки одновременно, и каждая рука может исполнять свою отдельную партию, как на фортепиано.
Извлечь звук таким способом довольно легко. Но овладение этим стилем в совершенстве - совсем не простое дело.
Эта техника позволяет исполнять аранжировки такой сложности, которая ранее ранее была доступна только клавишным инструментам. Вы можете исполнять бас, аккомпанемент и соло одновременно, словно человек-оркестр. Вы сможете также исполнять сложные контрапункты, с полифонией в два или три голоса, как в произведениях Баха. При игре в группе, с помощью этого стиля вы сможете исполнять соло с невообразимой скоростью.
Скорее всего, ваши первые эксперименты в этой области будут продолжением того, что вы уже делали на гитаре. Но очень скоро вы поймете, что теперь в ваших руках абсолютно другой инструмент, со своими собственными уникальными возможностями и неограниченным потенциалом.
Очень вероятно, что вы сможете играть в этой манере на вашей обычной гитаре, лишь с помощью незначительных регулировок. Я успешно использую эту технику с гитарами Fender Stratocaster, Gibson Les Paul и ES-175, Travis Bean, и другими. Я даже использую её на некоторых моделях акустических гитар, с нейлоновыми и стальными струнами. В идеале, инструмент, используемый для игры в тач-стиле, должен являться электрогитарой с тщательно отрегулированным грифом, с хорошим состоянием ладов, сильными датчиками и хорошим сустэйном. Из этого наиболее важными факторами являются гриф и состояние ладов.
Недостаточно точная регулировка является основной причиной того, что ко мне часто приходят гитаристы и говорят: "Я пробовал это на своей гитаре, и у меня ничего не получилось". Наиболее важным условием является как можно меньший просвет между струнами и ладами. Это условие очень критично для сустейна, лёгкости и чистоты исполнения. Если вы попробуете играть на инструменте с обычным просветом, у вас получится слабый и глухой звук, потому что его основной составляющей будет звук удара пальца о струну. При малом же просвете даже очень лёгкий и неслышный удар пальца о струну немедленно столкнет её с ладом, производя ясный и чёткий звук.
Какой же величины должен быть просвет? Чрезвычайно малой! Если расстояние между 12 ладом и струной больше, чем толщина монетки в один пенни, то пожалуй, просвет слишком большой. Когда вы в достаточной степени освоите технику тэппинга, вы сможете немного увеличить просвет, чтобы достичь более плотного звучания. Но сейчас, когда вы только начинаете, просвет должен быть минимальным, насколько это возможно.
Гриф, высота и форма ладов должны быть тщательно выверены, чтобы давать требуемое звучание, без дребезжания струн в различных точках, как это часто бывает, когда вы очень низко опускаете струны. Если у вас с этим проблемы, посмотрите вдоль грифа, чтобы убедиться, достаточно ли он ровный. При необходимости отрегулируйте изгиб специальным болтом, который обычно находится на верхнем конце грифа. Тем не менее, электрогитара имеет преимущество в том, что дребезг струны о лад не снимается датчиками, и, следовательно, не достигает усилителя. Проверьте также состояние ваших ладов: если они изношены, имеют шероховатости - вы не сможете достичь требуемого звучания. Шероховатые лады будут вам мешать при любой технике исполнения, поэтому подумайте, а не стоит ли вам потратиться на гитарного мастера. Найдите лучшего в том районе, где вы живете (поспрашивайте у знакомых музыкантов). Установите просвет между струнами и 12-м ладом в 1-1.5 мм, отнесите гитару этому парню и скажите ему: "Я хочу, чтобы при таком малом просвете лады не дребезжали во время тэппинга".
Желательно, чтобы нижний порожек гитары имел независимую регулировку высоты для каждой струны. Тогда вы сможете зафиксировать отдельную струну на её собственной высоте, чтобы компенсировать различия в громкости и натяжении струн.
Тьюнинг гитары тоже имеет большое значение. Обычно, по мере износа струн, гитара начинает "низить" на высоких ладах и "высить" на низких. Так как вы будете играть на обоих концах грифа одновременно, разница в высоте звука будет более заметной. Поэтому необходимо своевременно менять струны и тщательно выверять тьюнинг на обоих концах грифа.
Что, многовато проблем? А вот и ещё одна, с которой придётся столкнуться. При обычном способе исполнения вы можете левой рукой приглушать неиспользуемые струны, избегая посторонних звуков. При исполнении двуручным тэппингом это сделать трудно. Вы можете случайно задевать соседние струны, а при малом просвете они будут звучать от легчайшего прикосновения и вносить диссонанс. Я рекомендую ударять по струне самым кончиком пальца строго перпендикулярно грифу, стараясь не задеть соседних струн.
Но даже при точнейшем извлечении звука, вы будете получать резонанс от других струн, поэтому возможно, вам потребуется специальный глушитель (дампер), чтобы избежать этого. На гитарах типа "стик" обычно используется дампер из полоски фетра или войлока, зафиксированный под струнами на первом ладу. Вы можете попытаться изготовить такой дампер самостоятельно, например, из старой шляпы и приклеить его к грифу на первом ладу. Но если вы хотите получить дампер быстро, и чтобы его можно было в любой момент снять, то просто поставьте на первый лад каподастр и ослабьте его зажим так, чтобы он не прижимал, а лишь заглушал струны. Тогда каподастр будет действовать как дампер. Не каждая модель каподастра годится для этой цели. Хорошие результаты получаются с моделями Jim Dunlop 14 FD и 14 CD, или Golden Gate GC-8. Когда вы выбираете каподастр, он должен соответствовать форме вашего грифа, поэтому сначала проверьте, плоский у вас гриф, или закруглённый.
Кстати, если вы используете акустическую гитару для игры тэппингом, то дампер вам просто необходим.
Перед тем, как вы начнете осваивать технику двуручного тэппинга, замените струны на новые. Приготовьтесь к тому, что вашему домашнему бюджету будет нанесён существенный урон частой покупкой новых струн. Они всегда должны быть чистыми, новыми и иметь безупречный тьюнинг. Диаметр струн также следует выбирать с осмотрительностью. Когда я только начинал заниматься этой техникой, я использовал струны с диаметром E (первая струна) 0.008 и 0.009 дюйма. Сейчас я использую струны с диаметром E 0.010 на моей гитаре Travis Bean, и 0.009 на гитаре Vigier. Иногда я использую набор 0.009, но заменяю первую струну на 0.010, для достижения большей энергии и сустейна в моих соло. Вы должны найти компромисс между тем, что тонкие струны в сочетании с малым просветом делают игру более лёгкой, и тем, что толстые струны дают более плотное и динамичное звучание.
Неплохо было бы перед занятиями вымыть руки и подстричь ногти, чтобы они не мешали при ударе пальца о струну. Я рекомендую перед игрой тэппингом выполнять разогревающие упражнения в обычной технике исполнения, или, если вы играете на клавишных, разомнитесь игрой на фортепиано. Конечно, гитара и пианино - разные инструменты, но при игре двуручным тэппингом опыт игры на клавишных приносит большую помощь. Так как этот способ игры даёт более тихий звук, чем обычный способ, то электрогитара более подходит для данной техники, чем акустическая гитара. Желательно также, чтобы гитара имела сильные датчики. Прибавьте громкости на усилителе и играйте, тщательно контролируя силу звука. Это поможет вам увеличить динамический диапазон вашего звучания. Для большей чувствительности, высоту датчиков нужно отрегулировать, чтобы они находились как можно ближе к струнам.
Ну вот, теперь у вас есть всё необходимое для занятий. Гитара тщательно настроена и отрегулирована, руки вымыты, ногти подстрижены. Можно начинать. Как следует держать гитару? А как вы её всегда держали? Возьмите её так, как вам наиболее удобно: вы можете стоять, сидеть, держать гитару на правом, или левом колене, можете даже установить её на стойку, лишь бы вам было максимально комфортно. Запомните одну очень важную вещь: вы должны быть расслаблены, особенно ваши руки. Для этого держите большие пальцы рук свободными. Хотя обе руки опираются о гриф именно с помощью больших пальцев, но в своё время вы узнаете, что иногда правая рука использует большой палец для игры, в зависимости от того, что именно вы исполняете.
Ваши пальцы должны касаться струн в тех местах между ладами, как и при обычной манере игры. Правая рука должна располагаться приблизительно перпендикулярно грифу, и возможно, будет удобнее поднять головку грифа повыше, чтобы не пришлось слишком сильно изгибать правое запястье. Немного переместив правый локоть вперёд, вы сможете распрямить правое запястье. Желательно не изгибать его более чем на 10 градусов, иначе вы можете заработать растяжение запястного сухожилия. Правое плечо следует держать как можно ниже, чтобы не напрягать его и не нарушать общего равновесия.
Основными действиями пальца для извлечения ноты являются удар и удерживание струны. Палец движется вниз и ударяет струну о лад, удерживая её до тех, пор, пока вы не захотите прервать звук. Чтобы его прервать, поднимите палец обратно вверх, избегая его боковых перемещений. Это движение должно быть очень лёгким, просто расслабьте палец, и натяжение струны поднимет его вверх.
Запомните, что работать должны только ваши пальцы, а ни в коем случае ни кисти. Если вы переложите всю работу на кисти, пальцы никогда не приобретут должной силы и ловкости, и вы не сможете играть достаточно быстро и чётко. Используйте все четыре пальца на каждой руке. Вы даже можете использовать большой палец правой руки, но пока я советую воздержаться от этого.
А сейчас большой сюрприз: слова, которые характеризуют данный стиль "тэп" и "тач" (tap - стук, удар, touch - касание, прикосновение) являются очень большим упрощением. На самом деле это не просто удары, или прикосновения пальцев к струнам, а целый набор взаимосвязанных приёмов. Вам понадобятся особые приёмы для того, чтобы сделать вашу игру более интересной, выразительной и экспрессивной. Одним из таких приёмов является "слайд", он используется для получения глиссандо, плавного перехода от одной ноты к другой. Этот приём используется например, в 11-м такте части А пьесы "Touch of blue", которая приведена далее. Ударьте струну и перемещайте палец вниз, удерживая струну прижатой. Палец должен двигаться, не задевая соседних струн.
Связанные ноты (хаммеры и пулы) исполнять легче, когда все они находятся на одной струне. (Например, см. начало первого такта части А пьесы "Touch of blue )". Для восходящего движения ударьте струну пальцем, затем следующую ноту извлекайте, удерживая предыдущую. Просто извлекайте ноты по очереди, оставляя пальцы на струнах. Этот приём называется "хаммер", наверняка вы использовали его и в обычной манере игры.
Для нисходящего движения используйте пулы. Снова, как обычно извлеките первую ноту ударом пальца, но перед тем, как отпустить его, поставьте следующий палец на соответствующий лад. Затем первый палец отпустите с движением его в сторону, чтобы он при этом слегка дёрнул струну. Обычно пальцы правой руки сдёргивают струны по направлению к шестой струне, а пальцы левой - по направлению к первой струне. Как всегда, избегайте задевать соседние струны.
При переходе с одной струны на другую отпускайте первую ноту не сразу, а так, чтобы она на мгновение перекрыла следующую. Это поможет избежать пауз между нотами и скрыть разницу в громкости и тембре звучания струн. Такое "перекрытие" потребует некоторой практики. Тем не менее, сложно исполнять легато, когда ноты находятся на разных струнах. Для исполнения как можно более связного легато необходимо, чтобы все ноты располагались на одной струне.
Чем меньше просвет между струнами и ладами, тем меньше вам потребуется "перекрытие", так как разница в звучании струн менее заметна, и требуется меньшее время, чтобы извлечь следующую ноту. Это сокращает промежутки между нотами, и облегчает исполнение легато на одной струне. Чем ниже струны, тем плавнее и быстрее вы сможете играть легато.
Если легатный пассаж включает в себя более четырёх нот и требует смены позиции, вы можете использовать обе руки, играя ими поочерёдно. Такой способ открывает большие возможности в скорости исполнения.
Ещё одна вещь, перед тем, как мы начнём играть. Хотя вы можете использовать любую настройку гитары, какую захотите, большинство гитаристов предпочитают начать со стандартной настройки. Я лично использую квартовый строй гитары: E,A,D,G,C,F, от шестой к первой. Первая и вторая струны натянуты на пол-тона выше, в отличие от стандартной настройки. Таким образом, между любыми соседними струнами на одном ладу образуется чистая кварта. Я считаю, что такая настройка упрощает расположение нот на грифе и делает его более упорядоченным, - бесспорное преимущество, когда обе руки скачут по грифу с бешеной скоростью. Приведенные далее упражнение и пьеса написаны для стандартной настройки, но если вы захотите рискнуть, можете попробовать поиграть с квартовой настройкой.
Хотя о технике двуручного тэппинга говорить можно очень долго, основное вы уже знаете. Следующее упражнение должно заставить ваши пальцы работать. Обе руки исполняют одинаковые ноты через октаву, каждая по отдельности. Играйте его до тех пор, пока ваше исполнение не станет свободным, с чётким звучанием и ровной динамикой каждой ноты.
Несколько слов о нотной записи: упражнение и пьеса записаны в стандартной форме, принятой для фортепиано, на двух нотных станах с басовым и скрипичным ключами. Ноты и высота звучания полностью совпадают, хотя большинство гитарных пьес записано в нотах на октаву выше, чем они звучат в действительности. На верхнем стане записана партия правой руки, на нижнем - партия левой. Цифры рядом с нотами отображают аппликатуру (номера пальцев), цифры в скобках - аппликатуру при использовании квартовой настройки.
Под нотными станами находится табулатура, записанная для стандартной настройки. Если вы захотите использовать квартовую настройку, просто натяните первую и вторую струны на пол-тона выше, и играйте на этих струнах на один лад ниже (можете переписать табулатуру, вычитая единицу из каждого номера лада на первой и второй струнах). Это упражнение демонстрирует преимущество квартовой настройки, так как в этом случае и паттерны на грифе, и аппликатура будут полностью одинаковыми для обеих рук.
Приведенная далее пьеса является транскрипцией композиции "Touch of blue", написанной мной в 1978 г.
Стенли Джордан, 1984 г.